- Пресвитер
- древнейшее каноническое название 2-й степени христ. таинства священства (в общежитии и в законодательстве у нас "священник"). Во времена апостолов П. часто назывались епископы и, наоборот, епископами пресвитеры не в смысле обозначения иерархической степени, а в древнем общенарицательном смысле для указания на личные качества. П. называли, если хотели указать на старческий возраст и свойственную ему мудрость (П. старец, старейшина). П., поставленных самими апостолами, хотя бы без права посвящения других в П. или диаконы, называли епископами (надзирателями, руководителями). В смысле возраста, П. называли себя даже апостолы Петр и Иоанн. Следует думать, что и другие нарицательные названия, встречающиеся в книге Деяний и в Посланиях апостольских, как: пастыри, вожди, предстоятели, председатели и иереи, относились одинаково и к епископам, и к П. Обязанности П., как видно из Деяний и творений отцов II и III вв., были: 1) преподание благословения верным; 2) председательствование в собраниях верных в отсутствие епископа; в его присутствии П. занимал 2-е место; 3) сказывание поучений, с благословения епископа, которому это право принадлежало главным образом; 4) совершение таинств и священнодействий. В храме епископы восседали на седалищах, стоявших выше пресвитерских. Если при еписк. сослужили несколько П., то они образовывали около него полукруг. П. имели право, при посвящении нового П. во время руковозложения епископского, возлагать на него свои руки. На соборах они занимали места во 2 ряду, позади епископов. Корпорация П. при епископе называлась пресвитерия. В избрании П. принимала участие и паства, т. е. миряне. Климент Александрийский упоминает об избирательном списке кандидатов в П., составляющемся паствой. Лаодикийский собор (IV в.) отменил участие паствы в выборе П. В умственном отношении избираемый в П. должен быть достаточно образован в богословии (поэтому к пресвитерству не допускались новообращенные ко Христу). В неблагоприятные периоды для образования уровень требования от П. понижался: в России на соборах владимирском 1274 г., стоглавом 1551 г. и большом московском 1667 г. определено было довольствоваться тем, что кандидат в П. "хорошо знал грамоту". В древности брак для П. не был обязателен, но не было и принуждения к безбрачию. С времени появления ересей стригольников и жидовствующих неженатых не посвящали в П. По ныне действующим правилам (с 1869 г.) дозволено возводить в П. как вдовых после 1-го брака, так и неженатых, заявивших желание навсегда остаться безбрачными. Возраст для вступления в пресвитерство определен еще с IV в. 30-летний. Это правило, от которого часто отступали, подтверждено Св. Синодом в 1869 г. В 1885 г. в П. позволено посвящать и без предварительного прохождения низших должностей в клире. В физическом отношении не считаются препятствиями к священству телесные недостатки, кроме таких, которые мешают исполнению священнических обязанностей (глухота, слепота); в нравственном отношении требуется от кандидата в П. безупречное поведение. В умственном отношении требуется, чтобы П. окончил курс в дух. академии или семинарии; в виде исключения позволяется допускать и не окончивших курса благонадежных диаконов, а также светских лиц, доказавших на экзамене у архиерея достаточность своих богословских познаний.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.